* 10.12 2015г. опубликовано дополнение к настоящей статье: "Ручная" диагностика CR-V 3 поколения, где подробно описаны методы самостоятельной диагностики и сброса кодов неисправностей.
1.Общие сведения.
Как у любого современного автомобиля, напичканного электроникой, электронные системы автомобилей Honda имеют внутренние средства обнаружения неисправностей. При обнаружении неисправности в какой то системе на приборной панели загорается соответствующий индикатор, а система фиксирует информацию о неисправности во внутренней памяти блока управления системой в виде кода неисправности (DTC) и т.н. "замороженных данных" - показаний датчиков в момент возникновения неисправности. Каждая система имеет свой индикатор на панели приборов, вот индикаторы основных систем:
- контрольная лампа ECM - блока управления двигателем. Правильное название - MIL (Malfunction Indicator Lamp - индикаторная лампа неисправности), в народе - "Check-Engine" ("чек енжин"). При включении зажигания индикатор загорается, и при отсутствии неисправностей гаснет через несколько секунд, или после запуска двигателя.
или или - индикатор положения режима "D" АКПП (у старых моделей "D4"). Он же используется в качестве контрольной лампы системы управления АКПП (PCM). После включения зажигания загорается на несколько секунд независимо от положения селектора. При обнаружении неисправности в АКПП индикатор моргает независтмо от положения селектора!
или - контрольная лампа антиблокировочной системы тормозов (ABS). После включения зажигания загорается на несколько секунд и гаснет при отсутствии неисправностей. При запуске двигателя, во время работы стартера может загоряться и гаснуть через несколько секунд повторно, это неисправностью не является! При обнаружении неисправности в системе индикатор горит непрерывно. Одновременно с индикатором "ABS" может загораться индикатор стояночного тормоза, он дублирует индикатор "ABS" обращая внимание на неисправность в тормозной системе.
или - контрольная лампа системы активной безопасности SRS (подушки безопасности и преднатяжители ремней безопасности). После включения зажигания загорается на несколько секунд и гаснет при отсутствии неисправностей. После обнаружения неисправности горит постоянно.
или - контрольная лампа системы динамической стабилизации VSA. После включения зажигания загорается на несколько секунд и гаснет при отсутствии неисправностей. Система VSA конструктивно объединена с ABS, поэтому при обнаружении неисправности в системе может загораться одновременно с индикатором ABS. Индикатор или также относится к VSA и после включения зажигания также загорается на несколько секунд. Этот индикатор не информирует о неисправностях, он горит постоянно при отключении VSA (принудительном (кнопкой) или в результате неисправности). Кратковременные помаргивания индикаторов VSA свидетельствуют о срабатывании VSA (например антипробуксовочной функции или коррекции заноса).
Кроме вышеупомянутых индикаторов, свои индикаторы имеют и другие системы. Например: системы управления полным приводом VTM-4, 4WD или AWD; ситема адаптивного круиз-контроля ACC; электроусилитель руля EPS и т.д. Так же как и остальные, их индикаторы загораются при включении зажигания и гаснут через несколько секунд при отсутствии неисправностей.
Если загорелся индикатор неисправности, для поиска неисправности и её устранения, необходимо сделать диагностику с целью считывания DTC из памяти блока неисправной системы. Даже если индикатор перестал сигнализировать о неисправности, диагностику все равно нужно сделать, т.к. коды неисправностей (DTC) все равно сохраняются в памяти блоков управления. Не надо гадать: что бы это могло быть - система сама подскажет где искать неисправность. Итак, важное правило:
ЗАГОРЕЛАСЬ ЛАМПОЧКА - СДЕЛАЙ ДИАГНОСТИКУ!
2. Диагностический разъём. OBD.
Диагностический разъём – это единственный интерфейс для информационной связи внутренних электронных систем автомобиля с «внешним миром».
На всех автомобилях Honda выпущенных после 2000 года имеется стандартный диагностический разъём OBD II. С 1995 года такой разъём обязательно был на автомобилях для американского рынка, на остальных Хондах был простой разъём с тремя или пятью контактами, который многие ошибочно называют "OBD 1".
Строго говоря, разъёмов "OBD" или "OBD 1" никогда не существовало. Да и OBD II – это прежде всего не диагностический разъём, а комплекс стандартов "On-Board Diagnostics" (бортовая диагностика) введённый правительством США а затем и Евросоюзом.
Созданию стандартной системы диагностики мы обязаны экологии, а точнее тому как её загрязняли Соединённые Штаты – мировой лидер по выбросам вредных в атмосферу. Попытки разработать систему экологических требований к автомобилям правительство США предпринимало с 50-х годов 20 века. Перед Департаментом по контролю за воздушной средой (Air Resources Board, ARB) и Агентством по защите окружающей среды (Environment Protection Agency, EPA) стояла задача заставить производителей не только выпускать автомобили, с системами контроля состава выхлопа, но и обеспечить исправную работу этих систем в течение всего срока эксплуатации. С первым удалось справиться довольно легко – на автомобилях стали применять электронные системы впрыска и зажигания, а Ассоциация автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers, SAE) в конце 80-х годов разработала несколько стандартов рекомендованных для автопроизводителей. Тогда и появилась первая система диагностики OBD. В начале она была совсем простой и относилась к датчику кислорода, системе рециркуляции выхлопных газов (EGR), системе подачи топлива и блоку управления двигателем (ECM) в той части, которая контролирует состав выхлопных газов. Со второй частью задачи постоянно возникали трудности. Дело в том, что каждый производитель использовал собственную систему контроля выхлопов и диагностики. Многочисленные автосервисы не могли иметь диагностические приборы, описания кодов и инструкции по ремонту для автомобилей каждого производителя, не говоря уж о том, что диагностика и ремонт своими силами для автовладельцев стала невозможна. Для решения этой проблемы стандарты SAE были дополнены и сделаны обязательными для всех автомобилей продаваемых в США с 1 января 1996 года. Так появилась стандартная система бортовой диагностики OBD II, да и само название "OBD" (до этого времени космлекс стандартов SAE так не называли).
Позже при разработке требований EURO3 в Евросоюзе за основу были взяты стандарты SAE и с 2001 года внедрена система EOBD (European On Board Diagnostic).
Стандарты OBD установили форму и назначение контактов единого для всех автомобилей диагностического разъёма, а так же место его расположения – в салоне в зоне досягаемости водителя; общий перечень кодов неисправностей; перечень сигналов и данных передаваемых диагностическому прибору, а также формы их представления; и т.д. Стандартами были допущены к применению 5 протоколов цифровой передачи данных.
На автомобилях Honda с OBD традиционно применяется протокол ISO 9141, при котором данные передаются в обоих направлениях (от диагностического прибора к автомобилю и от автомобиля к прибору) последовательно по одной линии – K-line. На автомобилях с нестандартным 3-pin или 5-pin диагностическим разъёмом применялся аналогичный протокол, однако он несовместим с оборудованием OBD. С 2006-07 годов на Хондах началось применение протокола CAN для передачи диагностических данных параллельно с ISO9141.
Кроме диагностического разъёма на многих Хондах имеется двухконтактный "Service Check Connector" - сервисный разъём. Сервисный разъём Honda В этом разъёме одна клемма SCS (Service Check Signal), при замыкании которой на "массу" диагностируемые системы переходят в сервисный режим, другая клемма соответственно – «масса». Двухконтктный разъём имеется на всех машинах с трёх и пяти контактными диагностическими разъёмами и на части машин с разъёмом OBD. На более новых машинах контакт SCS переместился в разъём OBD на позицию №9. Если в разъёме контакт 9 отсутствует – надо искать дополнительный двухконтактный разъём.
3. Диагностика техническими средствами или компьютерная диагностика.
Для этого нужен специальный прибор.
Это может быть так называемый "дилерский сканер" на базе компьютера с программным комплексом HDS (Honda Diagnostic System) и специальным адаптером для связи с автомобилем - HIM, GNA600, или MVCI.Экран систем в HDS Только такой комплекс даёт полноценный доступ ко всем системам автомобилей Honda и помимо считывания кодов неисправностей имеет много функций по диагностике, проверке и настройке систем автомобиля. Адаптеры поддерживают все протоколы используемые на Хондах и имеют переходники на все типы диагностических разъёмов.
Это может быть универсальный диагностический сканер стороннего производства (мультимарочный сканер). Такие сканеры обычно могут считывать коды неисправностей и просматривать параметры системы управления двигателем и АКПП. Те что подороже так же могут "работать" с некоторыми другими системами (обычно ABS и SRS). В сравнении с "дилерским" сканером они весьма ограничены в возможностях, и часто имеют проблемы с трактовкой кодов неисправностей.
Это могут быть недорогие адаптеры для компьютера с соответствующими программами или сканеры работающие в рамках стандарта OBD II, а так же портативные бортовые компьютеры поддерживающие этот стандарт. В последнее время появились адаптеры OBD с Bluetooth, связывающие автомобиль со смартфоном и позволяющие при установке на последний соответствующих программ не только проводить диагностику, но и контролировать параметры работы двигателя в реальном времени. Но тут следует помнить, что такие устройства будут работать только с теми машинами, у которых имеется разъём OBD, и поддерживают они только диагностику двигателя - остальные системы, на которые не распространяются требования OBD II и EOBD, компания Хонда оставила "закрытыми"для общей диагностики. Кроме того, как и у мультимарочных сканеров, у недорогих приборов могут быть проблемы с трактовкой кодов неисправностей. Поэтому коды полученные при помощи таких сканеров лучше сверять с перечнем кодов от производителя. Списки кодов неисправностей а/м Honda можно найти в разделе ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ .
4. Самостоятельная диагностика "вручную".
Этот способ диагностики доступен каждому без специальных приборов, в "полевых" условиях. В руководствах по ремонту Хонд "постарше" эта процедура описывалась подробно и даже существовали специальные приспособления: перемычка для двухконтактного сервисного разъёма и переходник для разъёма OBD с наборным полем. Сейчас руководства по ремонту об этой процедуре умалчивают, но функциональную возможность такой диагностики производитель сохранил даже на новых моделях (во всяком случае на Хондах 2012 года выпуска это ещё работало - проверено лично).
Находим диагностический разъём. Если на машине трёхконтактный или пятиконтактный разъём, то рядом с ним болжен болтаться SERVICE CHECK CONNECTOR - маленький разъём на 2 контакта.
На машине с разъёмом OBD ищем в нём контакт №9 - SCS (Service Check Signal). Если контакт 9 пустой, то ищем двухконтактный разъём - он должен быть рядом, хотя иногда на производстве его умудряются спрятать так, будто это военная тайна.
Будьте внимательны! Не перепутайте контакт 9 с контактом 16 разъёма OBD! Контакт 16 - постоянное питание +12В, при замыкании его на массу перегорает предохранитель "back up" и перестают работать некоторые системы автомобиля.
Приступаем к диагностике:
1. При выключенном зажигании необходимо замкнуть на "массу" клемму SCS специальной перемычкой или куском провода с зачищенными кончиками (можно канцелярской скрепкой). В двухконтактном разъёме замыкаем оба контакта, в разъёме OBD замыкаем контакты 9 и 4 (вместо 4 можно 5, не важно - "масса" и там и там). Приготовить бумагу, ручку или карандаш, затем...
2. Включить зажигание, но не заводить. Внимательно наблюдать за контрольной лампочкой диагностируемой системы (для двигателя это MIL (Check-Engine), для АКПП это "D", для ABS и ABS/VSA - "ABS", для SRS соответственно "SRS"). Если индикатор горит постоянно - в памяти блока нет записанных DTC. Если есть коды неисправностей, то индикатор погаснет и начнёт моргать сериями длинных и коротких вспышек. Длинные вспышки - первая цифра кода. Короткие вспышки - вторая цифра кода. Длинные вспышки в 5 раз длиннее коротких, их сложно перепутать. Трехзначные коды отображаются десятью длинными вспышками и соответствующим числом коротких (например 10 и 6 - 106). Коды состоящие из одной цифры отображаются только короткими вспышками. Коды демонстрируются по порядку возрастания (от меньших к большим), между кодами паузы примерно 2 сек. После показа всех кодов следует пауза примерно 3 сек. и индикация кодов повторяется. По ходу считывания коды лучше записывать, что б не запутаться.
3. После считывания всех кодов, выключить зажигание, удалить перемычку.
Отдельно надо сказать про CR-V второго поколения. На машинах для американского рынка был установлен обычный разъём OBD, где клемма SCS присутствовала на 9-й позиции. А для Европы на втором поколении был отдельный двухконтактный синий разъём. Сколько раз владельцы "европеек" во втором кузове CR-V говорили, что у них разъёма нет. Уверяю - есть! Ищите.
Чаще всего от примотан синей изолентой к толстому жгуту проводки проходящему снизу вверх справа от лючка блока прехохранителей чуть выше основного диангостического разъёма. Его бывает даже не видно, тогда ориентируйтесь на два провода - коричневый и коричневый с жёлтой полосой.
4.1 Особенности считывания DTC систем управления двигателем и АКПП.
Коды, полученные таким способом - первая часть кодов "Honda DTC". Эти коды состоят из двух чисел, разделённых дефисом. Первое число обозначает группу неисправностей или узел (датчик, клапан и т.д.), к которому относится данная неисправность. Второе число конкретизирует неисправность. Для кодов неисправностей двигателя и АКПП каждому коду Honda DTC соответствует код OBD II, например:
P0403 (12-17) СБОЙ В ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ EGR
P0404 (12-04) ЦЕПЬ УПРАВЛЕНИЯ EGR: ДИАПАЗОН/ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
P0405 (12-11) ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КЛАПАНА EGR: НИЗКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЦЕПИ
P0406 (12-12) ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КЛАПАНА EGR: ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ЦЕПИ
P0409 (12-10) ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КЛАПАНА EGR: НЕПОЛАДКИ НАПРЯЖЕНИЯ
P0489 (12-15) ЦЕПЬ УПРАВЛЕНИЯ EGR: НИЗКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
P0490 (12-16) ЦЕПЬ УПРАВЛЕНИЯ EGR: ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Код из буквы и 4-х цифр - код OBD; код в скобках - код Honda DTC. При диагностике "по лампочке" мы получим - 12. Т.е. при "ручной" диагностике мы выясним, что неисправность в системе EGR, но вот что именно там неисправно, мы сможем выяснить только получив полный код неисправности при помощи сканера. Однако... "на безрыбье и рак - рыба!".
4.2 Особенности считывания DTC системы ABS.
Коды неисправностей Honda ABS (ABS/VSA) аналогов в стандартах OBD не имеют (эти стандарты обязательны только для систем управления силовой установкой) и состоят из одного двух или трехзначого числа. Поэтому при диагностике "ручным" способом коды отображаются полностю. Трёхзначные коды начинаются с цифры 1. Длинными вспышками отображаются первые две цифры, короткими вспышками - последняя цифра кода. Например: 12 длинных вспышек и 4 коротких - DTC: 124 Неисправность электромагнитного клапана системы VSA в контуре заднего левого колеса.
4.3 Особенности считывания DTC системы SRS.
Коды неисправностей SRS состоят из двух чисел разделённых дефисом - основной код и дополнительный. Аналогов в стандарте OBD так же не имеют. отображение основного кода DTC SRS
На Хондах более ранних выпусков (прим. до 2004 г.) при диагностике "ручным" способом отображались оба числа. Длинными вспышками отображается основной код. Если основной код представлен в виде двузначного числа, то десятки передаются сериями из 4-х ещё более коротких - "быстрых" вспышек (для сравнения: короткие вспышки описанные выше имеют длительность примерно 0,3 сек., а "быстрые" вспышки имеют длительностью 0,1 сек.). Одна серия из 4-х "быстрых" вспышек = 10, две серии соответственно 10+10=20. Длинные вспышки обозначают единицы основного кода. Т.е. две серии из 4-х "быстрых" вспышек и одной длинной обозначают основной код 21.
После длинных вспышек следуют обычные короткие вспышки. Количество коротких вспышек отображает 2-е число кода неисправности SRS - дополнительный код.
На более новых моделях или поколениях автомобилей Honda (с 2004 - 2005 годов выпуска) номенклатура кодов неисправностей SRS существенно расширена. Основной код на таких машинах состоит из двузначного числа, дополнительный код - из цифры, буквы или комбинации цифры и буквы. При ручной диагностике отображается только основной код, зато более привычным способом: длинные вспышки - первая цифра, короткие вспышки - вторая цифра.
При наличии множества кодов неисправностей в памяти блока SRS, демонстрируются только три последних кода.
После отображения постоянных кодов неисправностей SRS индикация повторяется.
При наличии в памяти и постоянных кодов и временных, временные демонстрируются вместе с постоянными. Если в памяти присутствуют только временные коды, то они отображаются один раз, после чего индикатор горит.
Если во время диагностики после включения зажигания индикатор SRS горит постоянно, или на загорается совсем или загорается на несколько секунд и гаснет (после этого не загорается и не моргает), то возможно блок SRS неисправен или неисправна цепь индикатора SRS. Очень часто в цепь индикатора SRS в приборной панели "кулибины" устанавливают линию задержки , что бы скрыть факт участия автомобиля в ДТП со срабатыванием подушек безопасности или неисправность системы SRS. Процедура диагностики позволяет выявить такие факты даже без диагностических приборов. При отсутствии в памяти кодов неисправностей индикатор "SRS" после включения зажигания загорится, погаснет примерно на 3 секунды и после чего будет гореть непрерывно!
5. Удаление (стирание) кодов неисправностей.
Блоки управления двигателем (ECM) и двигателем с АКПП (ECM/PCM) обнуляются при отключении питания. Достаточно на 30 секунд вытащить предохранитель, через который подаётся постоянное питание на блок, и памяти всё будет стёрто. Если предохранитель неизвестен, то 100%-й способ - отключить клемму аккумулятора. Некоторые автолюбители при зажигании индикатора "Check Engine" отключают аккумулятор, что бы индикатор погас, а после этого едут на диагностику в сервис. Это не правильно. При отключении питания информация из блока управления двигателем и АКПП стирается совсем и восстановить её даже дилерским сканером после этого невозможно! Если после отключения питания, после запуска двигателя индикатор продолжает гореть, то неисправность присутствует в данный момент и обнаружена повторно. Значит сначала нужно устранить неисправность, а потом произвести сброс.
Остальные системы автомобилей Honda имеют энергонезависимую память и при отключении питания сохраняют информацию о всех неисправностях. Стирание памяти в этих блоках возможно дилерским сканером и его аналогами, или мультимарочными сканерами поддерживающими работу с данными системами автомобилей Honda. Либо для очистки памяти необходимо проделать определённую процедуру.
Очистка памяти блока ABS (ABS/VSA):
1. При выключенном зажигании замкнуть клемму SCS на "массу".
2. Нажать педаль тормоза и удерживая её включить зажигание.
3. Индикатор ABS загорится и погаснет, как он погаснет - отпустить педаль тормоза.
4. После того как индикатор загорится второй раз - вновь нажать педаль тормоза.
5. Когда индикатор вновь погаснет - отпустить педаль тормоза.
6. Через несколько секунд индикатор моргнёт три раза - память очищена.
7. Выключить зажигание, удалить перемычку.
Если индикатор не моргнул два раза - повторить п.п. 1-5.
Если индикатор после двойного моргания вновь загориться нужно повторить процедуру считывания кодов неисправностей - вероятно неисправность не устранена и обнаружена снова после очисти памяти.
Память не будет очищена если во время процедуры автомобиль не будет неподвижен и его скорость будет выше 10 км/ч (6 миль/ч), педаль тормоза будет отпущена раньше времени, перемычка в OBD II или SERVICE CHECK CONNECTOR будет ненадёжно установлена.
Очистка памяти блока SRS:
Для очистки памяти блока SRS необходимо найти разъём "MES" - это двухконтактный разъём желтого цвета (по форме похож на SERVICE CHECK CONNECTOR), обычно вставлен в пустое гнездо в салонном блоке предохранителей.
1. 1. Убедитесь, что зажигание выключено.
2. Необходимо перемкнуть "MES connector", приспособлением 07PAZ-0010100 (при этом нельзя использовать проволоку в качестве перемычки, т.к. её надо будет несколько раз быстро замыкать и размыкать).
3. Включите зажигание.
4.Индикатор SRS должен включится приблизительно на 6 секунд, затем погаснуть. Отсоедините колодку SCS от сервисного разъема MES в течение 4 секунд после того, как сигнализатор погаснет.
5. Сигнализатор SRS включится снова. Снова присоедините колодку SCS к разъему MES в течение 4 секунд после включения сигнализатора.
6. Когда сигнализатор SRS погаснет, отсоедините колодку SCS от разъема MES в течение 4 секунд.
7. Сигнализатор SRS мигнет два раза, показывая, чтто память блока очищена.
8. Выключите зажигания и подождите 10 секунд.
9. Снова включите зажигание. Если при этом визуальный сигнализатор системы SRS включится приблизительно на 6 секунд, а затем выключится, то система SRS исправна.