Вообще я считаю установку телевизионных приёмников в машину излишеством. Качество приёма в этом случае тут редко бывает выше среднего - в городе много помех и преград, а в дальних поездках так и радио не всегда поймаешь, что уж говорить про телевидение. Но вот назрела у меня проблема: старенький Kenwood DDX7025,который десять лет служит мне верой правдой, не имеет USB интерфейса, а видео воспроизводит только в формате DVD, т.е. хочешь mp3 послушать - записывай "болванку", хочешь кино - записывай DVD-9 и как положено с VOB-ами и т.д. А в последнее время аппарат стал хандрить - оптический привод капризничает, читает диски всё хуже и хуже. И превратился Kenwood из мультимедийного центра в радиоприёмник с экраном. Поменять всё головное устойство на новое это конечно хорошо, но накладно, да и отправлять на помойку рабочий аппарат жалко. Стал подыскивать автомобильный мультимедийный плеер - средний ценник от 4500 руб. и выше. Вот тут мне и попались на глаза приёмники цифрового ТВ - в пределах 2000 руб. можно приобрести аппарат с поддержкой USB и возможностью воспроизведения мультимедийных файлов. Стоит попробовать...
После некоторого "зондирования" интернета, выбрал Oriel 302D за 1400 рублей.
Чем он интересен: весьма компактен (на фото для сравнения положил пачку сигарет), питание 12В от внешнего блока (не нужно адаптировать), никаких дисплеев нет (они и не нужны), работает с флешками и внешними HDD (FAT, NTFS), поддерживает mp3 и все самые распространённые видеоформаты, плюс (и это очень важно!) поддерживает кодек AC3 (Dolbi Digital). Обращаю внимание, что последнее есть только у модели 302D, просто 302 многоканальный звук не поддерживает и это может обернуться лишними проблемами любителям скачивать фильмы из интернета, где этот кодек используется чаще всего - звука не будет и для просмотра придётся перекодирвать каждый файл.
Ещё немного технических подробностей: аппарат постороен на базе процессора Ali M3812, и приёмного тракта от от Sony - тюнер CXD2861 и демодулятор CXD2837. По отзывам в интернете, начинка обеспечивает довольно уверенный приём и быструю работу в сравнении с конкурентами, плюс качество сборки неплохое, опять же в сравнении с "коллегами" из поднебесной.
Тюнер умеет обеспечивать питание активной антенны по кабелю (надо не забыть включить соответствующий пункт в меню), поэтому можно не искать специальную автомобильную ТВ антенну, а использовать компактную комнатную. Выбор таких антенн довольно велик. Мне подвернулась Tel-AntTA-162 за 600 руб.
Поскольку цифровые каналы в Москве вещают в дециметровом диапазоне с длиной волны около 0,5 м. и горизонтальной поляризацией, то полуволновый вибратор длиной около 25 см, расположенный горизонтально - наиболее приемлемый вариант для антенны с непостоянной ориентацией (в отличие от нежвижимого строения, на котором можно установить направленную антенну, машина может встать как угодно). Выбранная антенна подходит по этим параметрам, производитель обещает коэффициент усиления 20 дБ, питание усилителя 5 В - как раз то, что выдаёт приёмник.
Внутри усилитель на одном транзисторе. Выглядит это скептически, но забегая вперёд скажу, что реально работает, поскольку при отключении питания уровень сигнала в приёмнике существенно ухудшается. Пластмассовую коробочку на кабеле (т.н. инжектор питания, предназначенный для подачи в кабель питание от внешнего блока) можно удалить, а лучше заменить весь кабель на целый кусок (стандартный кабель на 75 Ом).
Теперь вскрываем сам тюнер (прощай гарантия):
Прежде всего меня интересует цепь питания - нужно ли делать дополнительный стабилизатор, ведь в бортовой сети автомолбиля напряжение повышается до 14,5 В. Продавец на радиорынке по этому вопросу промямлил, что то невнятное про скачки и гарантию.
После разъёма стоит микросхема, в которой после некоторого рыскания по интернету удалось опознать понижающий стабилизатор MP1470 с максимальным входным напряжением до 16 В.
Окончательно мои сомнения развеял товарищ по CRV-клубу Алексей (fast98), глянув опытным взглядом на фотографию платы он решительно заверил меня, что можно включать напрямую - там всё стабилизировано и не один раз. .
Далее необходимо выпаять фотоприёмник ДУ и индикаторный светодиод из платы и вывести их за проводах за пределы корпуса, тогда сам приёмник можно будет спрятать внутри "торпеды" а "органы управления" вывести наружу.
Я использовал разъёмы от старой сигнализации, что бы можно было "ховсты" отсоединять и присоединять при установке. Провода трёхжильные (две жилы плюс оплётка), концы окультурены термоусадкой. В корпусе прорезаются "окна" под разъёмы и теперь тюнер готов к установке.
Фотоприёмник и индикатор я решил установить в рамке магнитолы (самая дешёвая деталь, которую в случае надобности несложно заменить). Просверлил отверстия 1.5 мм и 3.0 мм, с обратной стороны раззенковал сверлом 5.5 мм и закрепил в них элементы по традиционной "китайской технологии" пистолетом с термоклеем:
Рамку вернул на магнитолу, провода закрепил клейкой лентой на корпусе:
Приёмник можно закрепить на воздуховодах за головным устройством (благо места там предостаточно). Я применил полоски застёжки "липучки" на самоклеящейся основе. Корпус развернул "верх-ногами", что б вентиляционные отверстия были сверху. Питание подаётся через реле управляемое от магнитолы (обычно это синий провод для управления активной антенной или внешним усилителем).
Забегая вперёд скажу, что с питанием возникла одна особенность - даже при кратковременном пропадании питания (например при запуске двигателя) тюнер перезагружается, что создаёт определённые неудобства при воспроизведении с USB. Но подробнее об этом ниже.
Антенну приклеил двусторонним скотчем на лобовое стекло над зеркалом. Кабель протянул по периметру стекла. Светодиод ярковат - надо будет сопротивление поменять, что б не мешал в темное время.
Разъём USB можно вывести при помощи удлинителя в бардачок, центральный "перчаточный" ящик или куда либо ещё. Я сделал стационарный разъём, врезав его в панель рядом с перчаточным ящиком, поскольку ящик у меня уже занят "CB" радиостанцией. Рядом расположил кнопку принудительного отключения тюнера, а для чего она нужна, скажу ниже.
Теперь все! "Тюльпаны" видео и звука подключаю ко входам головного устройства, в тюнер включаю шнур питания, антенну, удлинитель USB, шнуры от фотоприёмника и индикатора. Ставлю на место свой Kenwwod, включаю...
При первом включении приёмник входит в меню первоначальных настроек и поиска каналов. В Москве на данный момент (май 2016г.) вещают три пакета цифрового ТВ DVB-T2:
1-й пакет, канал С30 546 МГц: Первый, Россия 1, МАТЧ, Россия 24, Культура, Карусель, 5 канал СПб, НТВ, ОТР, ТВЦ и три радиостанции.
2-й пакет, канал С24 498 МГц: Рен ТВ, ТВ3, Спас, СТС, Домашний, НТВ Плюс Спорт, Звезда, Мир, ТНТ, Муз ТВ.
3-й пакет, канал С34 578МГц: LifeNews и ещё 8 позиций на которых поочереднго транслируются программы различных кабельных каналов в тестовой режиме.
Затем надо не забыть зайти в меню, выбрать там "Другие настройки", там включить питание антенны, и если при первичной настройке обнаружились не все пакеты, повторить сканирование.
В пределах города приём первого и третьего пакетов довольно уверенный (уровень сигнала можно посмотреть нажав три раза кнопку "info" на пульте). Второй пакет у меня принимается хуже двух других, возможно это из-за характеристик антенны. Вне города пока пробовал в Одинцовском районе на расстоянии примерно 25 км от МКАД - приём удовлетворительный, но надо подыскивать место. Главная особенность в том, что приём возможен только если стоишь на месте, стоит поехать чуть быстрее пешехода - приём практически прекращается (наверное сказывается эффект доплера). Лично меня это ничуть не беспокоит по причинам, которые я изложил в самом начале, гораздо больше меня интересует воспроизведение с USB накопителей. Вставляю "флешку":
Для переключения в режим чтения с накопителя на пульте имеется отдельная кнопка. Плеер работает в режимах воспроизведения музыки, видео, фото и собственных записей (приёмник может осуществлять запись телеэфира в том числе в форматах, которые можно воспроизводить на других устройствах, всё это есть в настройках). Переключение типа файлов осуществляется кнопкой "1" на пульте. Навигация по диску удобная, с русским языком проблем нет.
Звук приятно удивил тем, что не разочаровал. Хоть у Кенвуда куча звуковых настроек, эта куча не пригодилась - mp3 играет не хуже чем с диска.
Видео воспроизводит без всяких проблем - спокойно "кушает" и AVI и MKV, другие не пробовал (в описании заявлены ворматы видео: AVI, MKV, MP4, MPEG; аудио: AC-3, HE-AAC, MP3, MPEG-1, MPEG-2; графика: BMP и JPG). Со звуком тоже проблем не было, как я уже говорил модель 302D воспроизводит AC3.
Тюнер работает как с "флешкой", так и USB жёстким диском на 1Tb в формате NTFS, проверено на практике.
Пульт ДУ с вынесенным фотоприёмником работает хорошо и с передних сидений и с задних, особо целиться не надо.
Теперь про нюансы, с которыми я столкнулся при установке и эксплуатации данного устройства:
Первый связан с особенностями моего Кенвуда, и если кто то воспользуется моим опытом и будет устанавливать такой тюнер себе, возможно с этой проблемой не столкнётся. Дело в том, что видеовход у аппарата всего один и он уже занят камерой заднего вида. И это только половина проблемы, которую я решил довольно легко - на одном малогабаритном реле собрал простенький коммутатор видеосигналов. Общий выход реле - на видеовход, нормально замкнутый контакт - на ТВ тюнер, нормально разомкнутый контакт - на камеру. На обмотку реле - плюс от ламп заднего хода, минус - на массу. По умолчанию к видеовходу подключён тюнер, а при включении задней передачи реле включается и переключает видеосигнал от тюнера на камеру (звук при этом по прежнему идет от телеприёмника). Но главная проблема в том, что продвинутый Kenwood не имеет управляющего входа для переключения на камеру заднего вида, а вместо этого единственный видеовход имеет функцию автоматической детекции сигнала на входе, и при появлении сигнала автоматически выводит видео на экран (данная опция включается в меню). Поэтому когда была только одна камера, проблем не было - включаешь заднюю передачу - включается камера - появляется видеосигнал - "голова" переключает экран на камеру. Теперь при включении мультимедийного центра включается и ТВ тюнер и картинка от него сразу выводится на экран. Если отключить режим автовключения видеовхода, то неудобно пользоваться камерой заднего вида (каждый раз вручную переключать экран не будешь). Вот если бы Oriel 302 при подаче питания оставался в режиме "standby" то было бы всё просто - пультом ДУ включаешь тюнер когда надо и картинка с него появляется на экране. Но увы, он загружается и остаётся включённым, приходится каждый раз его выключать принудительно, даже когда и не собираешься его использовать. Никакого "красивого" решения я не нашёл и пришлось просто поставить кнопку включения тюнера (она как раз и видна на фото возле гнезда USB).
Второй нюанс связан с особенностью самого тюнера, которая выявилась в процессе эксплуатации. Как я уже упоминал, даже после кратковременного пропадания питания тюнер перезагружается. Если смотреть при этом телеканал, то после ожидания в 20-30 секунд трансляция возобновляется на том же канале. А вот если до выключения питания воспроизводилось видео или музыка с USB, то после перезагрузки приёмник не возвращается в режим воспроизведения с накопителя, а остаётся в режиме трансляции телеканала. Также он не запоминает ни последний воспроизводимый файл ни позицию на которой остановилось воспроизведение, поэтому если в дороге слушал mp3 и остановился на заправке, то после продолжения пути приходится брать пульт, заново входить на диск и искать нужную композицию. Ну а если в дороге дети смотрели кино (у меня для них сзади подвешен мониторчик), то после остановки приходится не только включать нужный файл, но и в режиме ускоренного воспроизведения искать место, на котором остановились. Причём если дети остаются в машине можно заглушить двигатель, а ключ оставить в замке и не выключать из положения ACC, то воспроизведение не будет останавливаться (можно даже поставить на "паузу"). Но при запуске двигателя тюнер всё равно перезагружается, потому что в положении ключа "START" цепь "ACC" отключается.
Самое простое что можно сделать в такой ситуации - это запитать реле, которое подаёт питание на тюнер, через диодную развязку с двух точек: от магнитолы и от контура зажигания "IG1" (IG1 на время работы стартера не отключается). Тогда при запуске тюнер не будет выключаться. Я решил пойти дальша и использовать завалявшееся у меня реле времени "Регтайм 3-12", которое изготавливает ЗАО "Энергомаш" из Калуги:
Данное реле включается при подаче на управляющий вход +12 В и остаётся включённым после отключения управляющего напряжения со входа в течение установленного времени (время регулируется от 1 до 10 минут, а есть модификация реле с паузой от 0 до 60 сек.). Таким образом реле будет поддерживать тюнер включённым в течение некоторого времени после выключения "ACC", думаю пяти минут вполне хватит.
В целом я таким приобретением доволен. Устройство с функциями мультимедийного плеера вполне справляется, а возможность посмотеть телевизор во время ожидания в машине является приятным бонусом. Конечно тут есть некоторые эксплуатационные недостатки связанные с тем, что плеер не запоминает последний воспроизводимый файл и позицию в нём при отключении питания. Возможно у специального автомобильного плеера данная проблема как то решена, а этот аппарат изначатьно всё таки бытовой. Но за цену в которую мне обошлась такая "инсталляция", я готов на эти мелкие недостатки закрыть глаза.