Данная статья не совсем автомобильная и уж совсем не про Хонду, но как говорится... наболело. Речь пойдёт про нерегулируемые пешеходные переходы.

Всем известно, что водители обязаны пропускать пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. Об этом гласит пункт 14.1 Правил Дорожного Движения (ПДД):

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или
вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Что это значит для водителя? Смотрим опять же в ПДД в общих терминах (пункт 1.2):

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

В переводе с "казённого" на русский, ничего сложного нет – водитель, приближающийся к переходу должен предоставить пешеходам, которые переходят дорогу, возможность закончить переход в намеченном направлении. Т.е. он не должен давить пешеходов, сигналить им, пытаться объехать, а наоборот – снизить скорость или остановиться. При этом преимущество пешехода наступает с момента, как он наступил на проезжую часть (предполагаю, что достаточно одной ноги). Ещё раз заостряю внимание: преимущество имеют те пешеходы, которые уже находятся на проезжей части! К этому мы ещё вернёмся.

Считается что обязанность водителей пропускать пешеходов (как в цивилизованных странах) появилась относительно недавно, примерно в 2009 году. Вот как это преподносили заголовки СМИ:

 

27 05 09

 

Любопытная штука: заголовок говорит о новых Правилах дорожного движения, а в самой статье речь о поправках в Кодекс об административных нарушениях. На самом деле в 2009 году изменений в ПДД действительно не было, а было увеличение штрафа для водителей, которые нарушили требование п. 14.1 ПДД:

 

16 02 09

 

Изменение статьи 14 и конкретно пункта 1. Правил дорожного движения произошло только в 2010 году, но это было чисто "техническое" изменение, не меняющее сути.

Было: Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, по нерегулируемому (понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил) пешеходному переходу.
А стало: Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу (понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил), обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Как видите, "масло масляное"... Но в новой версии всё таки появилось одно важное дополнение: было обозначено, с какого момента пешеход получает преимущество – как только вступил на проезжую часть. В остальном поправка дублировала понятие "уступить дорогу".

Однако же смотрим, как это преподнесли наши "любимые" СМИ:

 

31 05 10

 

Жирным шрифтом в начале статьи: "теперь они (поправки) обяжут водителей уступать дорогу пешеходам"!!! Т.е.раньше не должны были, а теперь должны уступать? Ничего подобного! Пункт обязывающий водителей пропускать пешеходов в том или ином виде в правилах существует со времён "царя Гороха". Вот например выдержка из ПДД СССР в редакции 1972 года:

 

PDD 1972 perehod

:

Формулировка конечно не совсем точная в сравнении с современной, но суть та же - на нерегурируемом переходе водитель должен пропустить пешехода. Так что ни в 2009, ни в 2010 году каких то принципиальных изменений по данному пункту не было.

Журналисты склонны преувеличивать, но некоторые из них пошли ещё дальше и предложили вот такую трактовку:

 

aif

Тут имеем откровенный подлог, а если называть вещи своими именами – просто враньё! Но по факту многие пешеходы именно так и трактуют обязанность водителей уступать дорогу. В их понимании, если к переходу приближаются одновременно автомобиль и пешеход, то именно пешеход имеет право первым пересекать "место встречи". При этом пешеходов нисколько не волнуют ни масса автомобиля, ни его скорость, ни тормозной путь. Он не думает, о том, что водитель в этот момент может отвлечься, или стереотипная "блондинка" перепутает педали… Он (пешеход) имеет преимущество и всё тут! В итоге (смотрим газетную вырезку выше) "водитель Жигулей, не сбавляя скорости, сбил двух женщин прямо на "зебре"". Да возможно водитель Жигулей - дебил, хам и просто нехороший человек. Но куда женщины смотрели? Да никуда! Им "телевизор" объяснил, что они имеют право переходить, а водители обязаны пропускать. Всё! В их реальности никаким "Жигулям" нет места – поэтому они могут идти и даже не смотреть по сторонам…

Уверен, многие из вас регулярно на дорогах городов сталкивались с тем, что пешеход, идущий по тротуару, приближается к переходу и без сомнений, не останавливаясь, шагает на проезжую часть прямо под колёса приближающихся машин. Большинство пешеходов не волнует, что автомобиль невозможно остановить за 2-3 метра даже на небольшой скорости в 30-50 км/ч, они уверены, что автомобиль должен был тормозить заранее, когда они были ещё на тротуаре! Многие возмущаются, кричат и машут руками вслед... 

А между тем действующими Правилами Дорожного Движения этот вопрос уже давно урегулирован.
Читаем 
Раздел 4. Обязанности пешеходов:

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

АГА! Значит нет у них права выходить на дорогу, когда им вздумается! Да и не было никогда – смотрим снова правила 1972-года:

 

PDD 1972 peshehod

 

Можете перепроверить по архивам, но во всех редакциях в том или ином виде, разными словами всегда был закреплён существующий "статус кво": пешеход не может начинать переход, если к переходу приближается транспортное средство, ну а если автомобиль приближается к переходу, на котором уже находится пешеход, водитель должен его пропустить, т.е. дать закончить переход. Такая последовательность гарантирует, что у водителя будет достаточно расстояния и времени, что бы заметить пешехода, снизить скорость или остановиться, и что у водителей попутных машин так же будет время снизить скорость или остановиться согласно пункта 14.2 ПДД.
Однако на практике имеем, что имеем – пешеходы смело шагают прямо в поток машин, а те что аккуратнее стоят на тротуаре и ругают водителей, поправших их "законное право" на первоочередной переход.

И тут я бы не стал винить во всём пешеходов. Вы уже видели, как журналисты трактуют Правила, а ведь большинство граждан законы знают только из телевизора. Законодательная власть возложила всю ответственность на водителей – штраф для водителей "за переход" уже подняли до 2500 руб, а для пешеходов всего 500 р., что по извращённой логике даёт основание думать, что пешеход на переходе главнее. А ГИБДД (и всякие там ЦОД, МАДИ…) наверное должны были бы проводить "рекламные" кампании среди пешеходов по разъяснению их (пешеходов) обязанностей, однако эти организации заняты зарабатыванием денег на штрафах, парковках, эвакуаторах… им не до пешеходов.

В связи с этим у меня предложение: водители сами должны взять на себя проведение пропаганды среди пешеходов.
Во первых: максимально распространять содержание данной статьи на различных интернет ресурсах (соц.сетях, клубах, форумах, сообществах и т.д.).
Во вторых: каждому водителю распечатать на принтере (можно в небольшом количестве) и возить с собой "агитационные" листовки, что бы при удобном случае раздавать их пешеходам или клеить их возле переходов. 

Вот образец листовки:

 listovka dlya peshehoda

Скачать листовку в формате PDF можно по ссылке: listovka_dlya_peshehoda.pdf

Материал данной статьи можно копировать, размещать на других ресурсах, использовать целиком или частично (но без искажения общего смысла). 

 

 

Б