Идея проведения такого исследованя и родилась во время работы над статьёй "ATF. Какая? Сколько? Как правильно?". Тогда я не нашёл в характеристиках значения вязкости при температуре 40 град. одной из жидкостей и решил выяснить её практическим путём сравнив с другой, у которой эта вязкоть известна. Затем задался вопросом: "почему именно при 40 градусах измеряется холодная вязкость? Для нашей страны актуальны температуры гораздо ниже". И вот тут пришла идея проверить вязкость  при температуре соответствующей нашей зиме т.е. при минусовой температуре и заодно исследовать все распространённые для Хонды марки ATF.

Напомню, что вязкось жидкостей статическим методом измеряется по времени для протекания некоторого объёма жидкости через калиброванное отверстие под действием силы тяжести. Вискозиметр (прибор для измерения вязкости) был изготовлен мной по технологии "очумелых ручек" из пластиковых бутылок:

cool atf 00
От бутылки отрезал верх и взял его в качестве воронки, в крышке просверлил отверстие диаметром 2.5 мм. Нижняя часть другой такой же бутылки послужила в качестве подставки (дырочки сбоку, для выхода воздуха).  Из маленькой бутылки получился мерный стаканчик, а из смартфона секундомер... и измерительный стенд готов:

cool atf 03

 

Теперь представляем конкурсантов:  

cool atf 01
- Honda DW1. Поскольку эта жидкость имеет самую низкую зявленную вязкость и самый высокий индекс вязкости, то её и возъмём за точку отсчёта и всех остальных будем сравнивать с ней. Причём данная жидкость выступит перед нами в двух "ипостасях" - новая из бутылки, и старая слитая из АКПП после пробега в 90 тыс. км. 
- Honda Z1 - "старшая сестра" первой жидкости, имеет заявленную вязкость при 40 град. выше. Посмотрим как  это отразится на морозе.
- Ещё одна "родственница" - Idemitsu ATF, имеет заявленные характеристики аналогичные Z1. Посмотрим как это соответствует на практике.  Забегая вперёд, скажу, что "вне конкурса" были ещё исследованы ещё две марки ATF от Idemitsu: Idemitsu ATF Extreme, которая считается предшественницей вышеназванной жидкости и Idemitsu ATF Type H, изгоовленной специально для Honda и заявленной как аналог DW1. Но об этом ниже...
-  И последний: Petronas Tutela GI/E знакомая по клубному сервису CRVCLUB.RU и имеющая спецификацию Dexron III. Именно её "холодная" вязкость не указана в характеристиках, что и побудило меня на проведение эксперимента. 

Предлагаю вспомнить заявленные цифры:

  DW1 Z1 Idemitsu ATF Tutela GI/E
Вязкость при 100о
6.71 7.20 7.18 7.60 
 относительно DW1   +7.4%   +7% +13.3% 
Вязкость при 40о 24.47 29.70 29.10  -
относительно DW1    +21.5%  +19%   +38% ???

Возможно переводить данные цифры в проценты не совсем корректно, но другого наглядного способа я не придумал. Примечательна одна особенность: приросты вязкости (относительно DW1) при 100 град. и при 40 град. у Z1 и Idemitsu отличаются примерно в 3 раза. Из чего можно, ну очень приблизительно, спрогнозировать прирост холодной вязкости для Petronas около 38%. Т.е. если бы измеренная вязкость у GI/E при 40 град. была бы 33.7 сСт, то это можно было бы считать ожидаемым. Можно попробовать посчитать по другому: отношение вязкости холодной и горячей у DW1 - 3.6, Z1 и Idemitsu - примерно 4. Учитывая, что индекс вязкости у DW1 равен 256, у Z1 и Idemitsu по 220, а у Petronas 180... то можно продолжить ряд и предположить, что у Petronas это соотношение должно быть 4.4. Тогда вязкость последней при 40 град.  получится 33.4 сСт, что чудесным образом коррелирует с предыдущей прогнозируемой цифрой. Хотя, конечно всё это попытки попасть "пальцем в небо". 

 

Ну вот, "знакомство" состоялось. Теперь все испытуемые отправляются в морозилку на сутки.  

cool atf 02

Температура там - минус 24 градуса, для средней полосы России вполне себе такая морозная зима. На следующий день образцы будут поочереди извекаться из холодильника и быстро, пока не согрелись, прогоняться через вискозиметр. 

 

Honda DW1 новая.

Первый претендент пошёл... Жидкость наливается в мерный стаканчик по линию, резко выливается в воронку вискозиметра и одновременно с этим запускается секундомер...

dw1

Останавливается секундомер в тот момент когда струя прерывается и остатки начинают капать. 

dw1 1
Получаем первый результат - 3 мин. 46 сек. Это время и будет отправной точкой для всех остальных измерений. 

 

Honda DW1 старая.  

 

dw1 old

Полученный результат поразил меня настолько, что поначалу я усомнился в правильности измерений и вообще методики. Образец отправился обратно в морозилку и на следующий день измерение было повторено. Постор не оставил сомнений - погрешность получилась в пределах одной секунды!  Старая оригинальная ATF показала то же время, что и новая: 3 мин. 46 сек. Аплодисменты DW1 - великолепная стабильность вязкости, несмотря на возраст. 

 

Honda Z1.

Вполне закономерно ожидать, что вязкость этой жидкости "на морозе" будет выше. Интересно понять насколько.

z1

Результат: 4 мин. 09 сек. Путём несложных вычислений получаем, что время протекания Z1 на 10% выше чем у DW1. Вероятно так же отличается и их вязкость. Однако заявленая вязкость при 40 градусах у них различается на 21%. Почему так? Оказывается шкала вязкости в сантистоксах не имеет линейной зависимости от временной шкалы протекания жидкости через вискозиметр. В интернете легко можно найти таблицу соответствия единиц кинематической вязкости, и в ней видно, что на разных участках шкалы изменение времени даёт разное изменение в сантистоксах. Например прирост времени с 50 сек. до 60 сек. по шкале Сейболта (методика которого традиционно использовалась в США) составляет 20%, а прирост соответствующих сантистоксов с 7.4 до 10.3 дает прирост в 40%, но прирост от 250 сек. до 300 сек. составляющий 20% даёт прирост в сантистоксах с 54 до 65, т.е. 20,5%. Вот так - чем больше вязкость, тем больше время коррелирует с сантистоксами. Если бы я при изготовлении своего вискозиметра использовал конструкцию и методику того же Сейболта, то резутьтаты можно было бы перевести в сантистоксы по таблице и оперировать более точными цифрами. Но... имеем, что имеем, поэтому будем сравнивать (как и планировалось изначально) время протекания как оно есть. 

Итак:   вязкость по шкале "Сан Саныча" у Z1 на 10% больше чем у DW1. Поехали дальше... 

 

Idemitsu ATF.

Полученное время - 5 мин. 25 сек. Вот это сюрприз! Я ожидал, что результат будет не сильно отличаться от показаний Z1. А тут... плюс 51% ко времени протекания "эталонного" DW1. С одной стороны, чему удивляться? Ведь индекс вязкости (напомню, что это показатель стабильности вязкости при разных температурах) у DW1 наилучший среди всех рассматриваемых ATF. Но с другой стороны индеск, заявленный на испытаниях (смотрите тут: IDEMITSU-ATF_Z1_p3.jpg ) у Idemitsu чуть чуть выше (лучше), чем у Z1. Т.е. измеренная мной вязкость у Idemitsu должна быть немного меньше, ну или хотя бы на уровне Z1, но никак не больше и тем более не в полтора раза! 

idemitsu atf

 Уже после основных испытаний мне попался в руки образец Idemitsu ATF Extreme, налитый когда то из бочки и завалявшийся в гараже у одного из коллег по CRV-клубу. А так же специально была куплена литровая бутылка Idemitsu Type H. Оба были так же заморожены и испытаны. Результаты оказались очень близки с "обычной" ATF от Idemitsu:

extreme

Тут уже ничего удивительного нет, ведь Extreme по сутии и есть Idemitsu ATF только с другим названием, а до этого вообще называлась Multy ATF.  Type H так же закономерно показала довольно высокую вязкость, ведь её индекс вязкости меньше чем у "обычной" родственницы (см. здесь: z1_oilclub.jpg в седьмой колонке). В холодном виде слишком густая, в горячем слишком жидкая... зачем она вообще такая нужна? 

 

Petronas Tutela GI/E.

Т.к. эта ATF имеет самую высокую заявленную вязкость в горячем виде и не самый высокий индекс вязкости, вполне ожидаемо что на "морозе" она будет густовата. Посмотрим насколько? 
Достаю из холодильника, переливаю в мерный стаканчик - консистенция киселя. Ждём цифры, долго ждём...

gi e

Время - 7 мин. 12 секунд. Круто! Это в два раза больше чем у "эталонного" DW1 -  плюс 106%. На 74% больше чем у Z1. И на 36% больше чем у Idemitsu. Заявленная температура застывания  у GI/E - минус 48о, и эта цифра не сильно отличается от нашего "эталона" (заявленная температура застывания  для DW1 - минус 50о). Но теперь я сомневаюсь, стоит ли её применять даже в условиях московской зимы? Во всяком случае в морозы перед поездкой коробку передач  с этой ATF надо дольше разогревать. 

 

Теперь можно подводить итоги и тут я традиционно заявляю, что не претендую на истину,  все мои выводы - это моё личное мнение. Читатели вправе проанализировать полученные резутьтаты по своему. Возможно с точки зрения специалистов в химии и нефтепереработке мой эксперимент выглядит смешным, а заключения поверхностными.
Так или иначе, выводы такие:

- DW1 безусловно заслуживает похвалы за высокую стабильность вязкости. У неё самый высокий индекс вязкости среди современных ATF. И хоть рабочая вязкость (при 100оС) не самая лучшая, за непревзойдённую стабильность вязкости и при разных температурах и при длительной эксплуатации, ей можно это "простить".  

- Z1 незначительно отстаёт от своей последовательницы. Имеет лучшую (в сравнении с DW1) вязкость при рабочей температуре, но при этом не сильно густеет даже на морозе. Это лучший выбор для немолодых АКПП, единственное что омрачает идилию - довольно высокая цена. 

- "Семейство" Idemitsu откровенно разочаровало. При заявленных характеристиках идентичных Z1, получается что жидкости от Idemitsu аналогом хондовского оригинала  не является. Более того, полученный мной результат существенно расходится с "официальными" цифрами. Я могу сослаться на нелинейность зависимости шкалы времени и сантистоксов, но они тут ни при чём - по всем заявленным характеристикам Idemitsu должна была показать вязкость на морозе идентичную с Z1, но в реальности разница получилась слишком большой, причём у всех 3-х образцов. Отдельно стоит сказать про Idemitsu Type H - заявленная "рабочая" вязкоcть у неё ниже чем у DW1, а индекс вязкости  значительно ниже, чем у просто ATF от Idemitsu, соответственно густеет при низких температурах она гораздо сильнее, что и было подтверждено на практике. Выходит, что предназначение её "специально для Хонды" - всего лишь маркетинг и более ни чем не обосновано. Если обстоятельства заставляют искать недорогую замену оригинальной жидкости для АКПП, то брать Type H не имеет никакого смысла. 

- Я ожидал, что Tutela GI/E покажет высокую вязкость "на морозе", но не ожидал что настолько высокую. Даже без всяких приборов киселеобразная консистенция бросилась в глаза. Боюсь предположить, что будет в минус 30-35... Применение этой ATF можно считать обоснованной для совсем уж стареньких АКПП, у которых высокая рабочая вязкость имеет критичное значение, но с оговоркой что в морозы машину нужно прогревать дольше обычного.